Газета Смоленского района Алтайского края
Издаётся с 9 сентября 1931 года

Публикации
  • Из настоящего в прошлое

    2015-09-250

    Нынешний год для образования района знаменателен тем, что ровно 50 лет назад началась реорганизация школ: семилетки и восьмилетки стали переводить в разряд средних. О том, как это всё происходило, рассказывает очевидец исторических событий, заведующий районным отделом народного образования тех лет Юрий Михайлович ИВАНОВ.

    Проблема назрела

    В 1965 году средние школы довоенного образца были в Белокурихе, Сычёвке, Смоленском, и после войны открыли единственную – в Верх-Обском. Если взять сеть тех наших школ, то даже в Смоленской не было интерната. Стояла избушка из четырёх комнат на месте бывшей детской поликлиники, там некоторые ребята из других сёл и ютились. Но сколько этот домик мог в себя вместить? Возьму наш класс: Володя Катюхин из Александровки жил на частной квартире, Галя Андропова, Аннушка Борисова, Володька Курбатов и Борис Чикин из Кировского каждый день ходили на учёбу пешком. Тогда ещё не было настоящей дороги, они добирались до реки, переходили её вброд и по берегу шли домой. Большинство, конечно же, жили на частных квартирах, и родители, естественно, мечтали, чтобы их дети учились в своих сёлах.
    Первый, кто подал голос в пользу средних школ на центральных усадьбах совхозов, - Георгий Алексеевич Фромов. К нему прислушивались серьёзно: директор совхоза, такая величина! У его дочки Лены как раз подошёл возраст идти в 9-ый класс.

     Край был против

    - Что по этому поводу думали краевые органы народного образования? Ситуация была сложной, в крае считали, что нельзя открывать много маленьких средних школ, говорили, что потеряется качество знаний и это отразится на подготовке специалистов, поэтому мой любимый и уважаемый руководитель крайоно Устенко был противником реорганизации, говорил: «Какие знания могут давать в маленьких школах, где один математик, один физик, один русовед? Вот в Смоленском у Ожогина в школе шесть математиков, так они в постоянном поиске: садятся, рассуждают, спорят». В чём-то Устенко был прав: тогда математические знания давали о-го-го какие! Вся Сибирь знала, что такое Смоленская средняя школа! Нам поступила негласная команда: не форсируйте средние школы. Мотивировка – база очень слабая, кадров не хватает и на существующие школы. Даже в Белокурихе в это время не хватало учителей с высшим образованием.

     Повезло с руководством

     - Но идею Фромова поддержал весьма передовой человек – директор Линёвского племзавода Юрий Терентьевич Волков. В Линёвском и в Новотырышкино как раз в это время строили новые школы, а на выходе была в Алтайском на 500 мест. В Новотырышкино директором совхоза тогда работал Прокопий Иванович Тернов. Он, используя свою связь по комсомольской линии, вместе с Николаем Александровичем Булгаковым, председателем райисполкома, всё-таки «пробил» среднюю школу в Новотырышкино. 

    Нам очень повезло, что в 1965 году район возглавил Иван Ильич Крыжка, первый секретарь райкома КПСС, человек решительный, толковый и весьма грамотный экономист. С ним в паре пошёл Николай Александрович Булгаков, который пригласил в район великолепного экономиста Сергея Дмитриевича Ощепкова. Это бывший министр финансов Якутии, в числе многих по призыву партии поехал в колхоз и оказался в Ануйском. Оттуда его в район и вытянули. Инициатива директоров совхозов, поддержка Булгакова и Крыжки дали толчок открытию в районе средних школ. Первую реорганизовали в Новотырышкино, затем в Кировском и Линёвском. Потом этот процесс затянулся, поскольку были поставлены категорические условия: только новые типовые здания высокого качества и с хорошей материальной базой. Реорганизация школ закончилась лишь в 1985 году.

      Решительные шаги Ивана Ильича

    - Почему мне захотелось поднять этот вопрос? Чтобы сказать спасибо тем, кто инициировал данный процесс. Пусть об этом услышат их дети, внуки, правнуки. С открытием средних школ тысячи детей в нашем районе смогли получать образование дома. И на качество знаний это никак не повлияло. Многие выпускники стали замечательными руководителями, специалистами, известными людьми. Медалисты были, есть и будут во всех школах района, несмотря на удаленность и число параллелей классов.
    Теперь хочу аргументировать свою мысль о том, почему нам повезло с Иваном Ильичём Крыжкой. Он очень быстро разобрался с финансами. С его приходом совхозы через пару лет стали прибыльными. Ивану Ильичу принадлежала идея разработать программу развития народного образования в районе по каждому сельсовету. Он пришёл в Смоленский район в январе, а в апреле вместе с Булгаковым поехали в крайоно с тезисами нашей программы. Предстояло всё согласовать, так как на реализацию программы требовались средства. В апреле план развития народного образования был утверждён.
    Ещё один пример дальновидности и решительности Ивана Ильича. Во второй половине 60-х годов в Министерстве образования у кого-то где-то тукнуло, и без всяких объяснений на нашем уровне скомандовали: «Вывести из программы старшеклассников производственное обучение и прекратить его финансирование». Собираются директора, говорят: «Что будем делать, закрывать? Если да, то завтра ничего не будет: инструкторы сядут на тракторы и уедут в совхозы». Крыжка с Булгаковым задаются вопросом: а кто будет готовить кадры сельхозработников? Крыжка скомандовал: «Подождать, ничего не вывозить!» Недели две-три проходит, он собирает совещание директоров школ и совхозов, где сообщает, что производственное обучение в школах остаётся. Директора в один голос: «Так не будет финансирования!» «Ну и не надо, обойдёмся! Директора совхозов здесь, пока они будут всё оплачивать. Ничего не дадим разрушить». Год проходит, идёт команда сверху: «Восстановить производственное обучение». Звонят нам из крайоно: «Какие школы начнём восстанавливать?» А мы в ответ: «Ничего не надо восстанавливать, у нас всё на месте». Вот так грамотно, заглядывая далеко вперёд, решали наши руководители серьёзные вопросы.

    Подготовила
    Татьяна АТКИНА.

     
    • распечатать

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить